Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

18.10.2019 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Комментарии юриста arrow Семинар№1. Серые схемы выплаты заработной платы и их последствия

Семинар№1. Серые схемы выплаты заработной платы и их последствия

Печать

Семинар№1. Серые схемы выплаты заработной платы и их последствия

Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Основой заработной платы является оклад, тарифная ставка, базовый оклад. Статья 129 ТК РФ дает следующие определения этих понятий.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Размер заработной платы работников определяет работодатель.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются:

  • федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений;
  • руководителями учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета - в отношении работников этих учреждений;
  • федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента РФ - в отношении гражданского персонала.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и про
фессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руково
дителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»;
е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год», утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011, протокол № 10);
з) мнения представительного органа работников.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и отраслевыми соглашениями.

Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133ТКРФ).

Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 г. установлен в сумме 4611 руб. в месяц.

Кроме того, в силу ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ.

Если в регионе отсутствует региональное отраслевое соглашение, то необходимо руководствоваться отраслевым соглашением, заключенным на федеральном уровне социального партнерства в Российской Федерации. После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

К примеру, в г. Москве на 2012 г. подписано трехстороннее Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 30.11.2011, согласно которому минимальная заработная плата для работающих в г. Москве с 1 июля 2012 г. составляет 11 700 руб.

К примеру, в Московской области действует Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2012 год от 12.12.2011 № 69. Размер минимальной заработной платы для работающих в Московской области в 2012 г. в соответствии с вышеуказанным Соглашением повышен до 9 тыс. руб. как для бюджетной, так и для внебюджетной сфер экономики (за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета).

Подобные соглашения заключены и в других регионах РФ. В случае, если работодатели не написали в установленные сроки мотивированный и обоснованный отказ от присоединения к соглашению, текст соглашения автоматически распространяется на всех работодателй, в том числе на государственные органы власти.

Следует отметить, что величины региональных минимумов оплаты труда относятся к размеру оплаты труда в целом, т.е. оклад со всеми ежемесячными доплатами, надбавками, премиями совокупно должен достигать приведенных значений (см. по этому вопросу также Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2010 № 75-В10-2).

Если работодатель выплачивает заработную плату ниже федерального (или регионального) минимального размера оплаты труда, ему грозит административный штраф, предусмотренный ст. 5.27 КоАП РФ. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а организация - на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб. При этом наложение штрафа на организацию не освобождает от ответственности должностное лицо и наоборот.

Если директор повторно будет уличен в несоблюдении законодательства об оплате труда, его подвергают дисквалификации на срок от одного года до трех лет. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом карается по ст. 14.23 КоАП РФ.

Статья 5.31 КоАП РФ предусматривает штрафные санкции за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению (для тех лиц, на которых оно распространяется). Это штраф с работодателя в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Перечисленные административные штрафы может наложить только трудовая инспекция, суд, но не налоговая инспекция (ст. 51 ТК РФ, ст. 23.5, 23.12 КоАП РФ).

Налоговые же органы в сотрудничестве с инспекциями труда не первый год ведут борьбу с выплатами «теневых» зарплат работникам с использованием различных схем: неофициальная заработная плата, выдаваемая в «конвертах»; страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании; заключение с физическим лицом гражданско-правовых договоров взамен трудовых, что позволяет не уплачивать взносы в ФСС России и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний; фиктивное трудоустройство инвалидов, доходы которых облагаются социальными страховыми взносами на льготных условиях; маскировка выплат под представительские расходы, займы, подотчетные суммы и т.п.

Ожидается новый виток этой кампании.

В приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» даже внесены дополнения.

Теперь при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию (п. 5 Приложения № 2 к приказу).

Налоговые органы в свое время выпустили несколько писем, в которых изложены цели и методы борьбы с «теневыми» выплатами: письма ФНС России от 28.07.2006 № ВЕ-6-04/742@, от 04.07.2006 № ГВ-6-05/674@; УФНС России по г. Москве от 17.05.2006 № 15-11/290, от 08.08.2007 № 15-08/075418.

Материалы о разоблачении неплательщиков зарплатных налогов регулярно появляются на сайте ФНС России http://www.nalog.ru, на сайтах управлений ФНС России и межрегиональных налоговых органов (см., например, сайт УФНС России по г. Москве http://www.r77.nalog.гu и др.).

Налоговыми органами обнародованы также «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.2007», подготовленные на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. В п. 5 этого документа указано, что выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ может быть причиной первоочередной налоговой проверки работодателя.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников:

  1. официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата. Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата находится на официальном интернет-сайте Росстата www.gks.ru;
  2. сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  3. по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);
  4. официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Например, Мосгорстатом (Сборник от 05.05.2012 № 2-17/941) приведены данные о среднемесячной начисленной заработной плате по видам экономической деятельности за февраль 2012 г. в регионе.

Таблица 1

Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности (без выплат социального характера)

 

Виды экономической деятельности

Средняя заработная плата, руб.

Всего

53 200

в том числе по видам экономической деятельности:

обрабатывающие производства

43 983

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

42 057

текстильное и швейное производство

26 525

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

23 090

обработка древесины и производство изделий из дерева

32 583

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

56 650

производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

144 890

химическое производство

67 257

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

38 995

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

32 617

производство машин и оборудования

42 064

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

45 763

производство транспортных средств и оборудования

34 957

прочие производства

27 724

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

62 334

строительство

46 163

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

52 051

в том числе:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

50 243

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

86 025

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

30 804

гостиницы и рестораны

33 881

транспорт и связь

56 428

из него связь

66 495

финансовая деятельность

94 727

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

58 333

из них деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

80 243

научные исследования и разработки

44 315

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

44 872

образование

36 694

здравоохранение и предоставление социальных услуг

40 520

предоставление прочих коммунальных услуг, социальных и персональных услуг

47 107

из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

48 768

Этими данными налоговые инспекторы пользуются при выявлении «серых» зарплат, хотя данные носят усредненный общий статистический характер, и никаких правовых оснований применять эти цифры нет. Как мы указывали выше, ТК РФ устанавливает лишь обязанность работодателя выплачивать зарплаты не ниже установленного в субъекте РФ минимального размера оплаты труда. Остальное - на усмотрение сторон трудовых отношений.

При оспаривании действий налоговых органов по доначислению сумм НДФЛ суды зачастую становятся на сторону работодателей, указывая на то, что для обоснования претензий инспекция должна привести данные по аналогичным налоговым агентам, а не средние по отрасли, или доказать выплату зарплаты «в конвертах» достоверно применительно к данному работодателю, выявив конкретные точные размеры выплат (см., например, постановления ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КА-А41/1566-08 по делу № А41-К2-7916/07; ФАС Северо-Кавказского округа от 23.07.2010 по делу № А32-42199/2009-51/745; ФАС Уральского округа от 29.03.2010 № Ф09-1824/10-С2 по делу № А76-22380/2009-47-307 и др.).

В то же время реальные доказательства начисления «теневой» зарплаты способны убедить суд в виновности работодателя (постановления ФАС Московского округа от 18.01.2012 по делу № А40-71623/10-111-46; ФАС Дальневосточного округа от 29.11.2006, 22.11.2006 № Ф03-А51/06-2/4473 по делу № А51-1000/06-31-28; ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2010 по делу № А66-7523/2009; ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2009 № АЗЗ-3331/08-Ф02-341/09 по делу № АЗЗ-3331/08; ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2009 по делу № А19-10491/08 (определением ВАС РФ от 28.12.2009 № ВАС-16866/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ); ФАС Уральского округа от 04.08.2009 № Ф09-5386/09-С2 по делу № А50-1047/2009-А19; ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 по делу № А26-6896/2006-212; ФАС Поволжского округа от 09.06.2009 по делу № А72-6844/2008; ФАС Волго-Вятского округа от 25.10.2006 по делу № А28-21474/2006-813/29 (определением ВАС РФ от 12.02.2007 № 505/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ); ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2011 по делу № А38-1216/2010; ФАС Уральского округа от 13.01.2010 № Ф09-10761/09-С2 по делу № А71-3699/2009-А31; ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2009 по делу № А19-10491/08 (определением ВАС РФ от 28.12.2009 № ВАС-16866/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и др., письмо от 28.07.2006 № ВЕ-6-04/742@).

Так, достоверные свидетельские показания работников о том, что часть заработной платы они получают «в конвертах», обнаруженные неофициальные платежные ведомости или более низкие фактические зарплаты, чем в объявлениях о приеме работу, размещаемых фирмой, в совокупности с другими обстоятельствами дела зачастую становятся причиной проигрыша работодателей в судах.

Приведем примеры из судебной практики.

В ходе мероприятий налогового контроля правильности исчисления НДФЛ инспекцией установлено, что с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. у ряда сотрудников организации выплачиваемая заработная плата была ниже прожиточного минимума, установленного Законом РФ от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
В рамках проверки налоговым органом проведены опросы работников общества и составлены протоколы опросов - Андрюхина В.П., Епи-шина А.И., Бутакова В.А., Бутаковой Г.С., Иванова Ю.Б., Гусева С.А., Гончарик В.Ф., Волкова М.Ф., из которых следует, что размер их фактического дохода, полученного в 2006-2007 гг., не соответствовал полученной ими же сумме заработной платы, указанной в первичных бухгалтерских документах, представленных при проведении проверки (расчетно-платежные ведомости по заработной плате, платежные ведомости на выплату заработной платы, лицевые счета сотрудников).
В частности, в материалах дела представлены протоколы опросов работников Гончарик В.Ф. и Андрюхина В.П., сумма дохода которых в проверяемом периоде, по данным представленных в ходе проверки документов, составляла: в 2006 г. у Гончарик В.Ф. - 49 057 руб. в год; у Андрюхина В.П. - 33 345 руб. в год; в 2007 г. - у Гончарик В.Ф. - 50 886 руб. в год; у Андрюхина В.П. - 37 092 руб. в год. Однако, по данным проведенных опросов, сумма фактической заработной платы опрошенных сотрудников на предприятии в 2006-2007 гг. составляла: у Гончарик В.Ф. - 20 000 руб. в месяц; у Андрюхина В.П. - 20 000 руб. в месяц.
Сумма не полностью исчисленного НДФЛ по итогам проверки составила 88 667 руб.

По результатам проверки инспекции ФНС России принято решение, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 19 081 руб., также предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 6734 руб. и пени. Организация обратилась в суд, ссылаясь на недостоверность свидетельских показаний, а также на безосновательность требования о доплате НДФЛ, так как налог не может быть уплачен за счет работодателя.
Суд отметил, что, согласно протоколам допроса свидетелей, они были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем у них отобрана соответствующая подписка. Исходя из этого суд считает, что показания свидетелей достоверны, и поддерживает вывод налогового органа о том, что заявителем в проверяемый период при исчислении НДФЛ неправомерно занижена налоговая база на сумму 819 621 руб.
Суд признает, что в соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет работодателя не допускается.
Вместе с тем, согласно оспариваемому решению инспекции, по результатам установленного налоговым органом нарушения при определении налоговой базы и исчисления НДФЛ в отношении вышеуказанных сотрудников обществу предложено подать справку по форме 2-НДФЛ с указанием правильной суммы дохода по месту налогового учета этих сотрудников, поскольку они на дату проведения проверки и принятия решения не состояли в трудовых отношениях с обществом.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате налога возложено на самих получателей дохода, а не на работодателя (общество), в связи с чем довод общества о неправомерном возложении на него этой обязанности несостоятелен.
В то же время неисполнение обязанности по удержанию и перечислению в бюджет суммы НДФЛ образует состав правонарушения, квалифицируемого по ст. 123 НК РФ, а также порождает обязанность налогового агента уплатить пени в порядке ст. 75 НК РФ. Поэтому налоговый орган правомерно привлек общество к ответственности по ст. 123 НК РФ и предложил уплатить соответствующие пени. (По материалам постановления ФАС Московского округа от 18.01.2012 по делу № А40- 71623/10-111-46)

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления НДФЛ. По результатам проверки составлен акт и вынесено решение, согласно которому заявителю начислены НДФЛ в сумме 576 165 руб., соответствующие суммы пеней и налоговых санкций, предусмотренных ст. 123 НК РФ. Общество, считая данное решение нарушающим его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суд установил наличие у заявителя двойного учета заработной платы работников. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела протоколами допроса свидетелей, сведениями о доходах физических лиц по предыдущему месту работы, протоколом осмотра помещения, протоколом выемки системных блоков. В ходе проведения технического исследования системных блоков были восстановлены удаленные файлы, содержащие ведомости начисления заработной платы.
Это свидетельствует об уклонении общества от обязанности по уплате законно установленных налогов и, следовательно, обоснованное привлечение его к налоговой ответственности. Определение сумм НДФЛ произведено инспекцией расчетным путем на основании имеющейся у нее информации о заявителе и его работниках.
Суд пришел к выводу о доказанности недобросовестных действий общества, направленных на уклонение от уплаты налогов. Поскольку заинтересованным лицом в ходе проведения выездной налоговой проверки выявлено превышение фактически полученной работниками заработной платы в 2,6 - 3,43 раза по сравнению с отраженной в бухгалтерском учете, обществом надлежащим образом не выполнена обязанность по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.
При этом в соответствии с п. 6 ст. 108 того же Кодекса обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
С учетом того, что факты налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 123 НК РФ, судом установлены, материалы выездной налоговой проверки подтверждают наличие вины общества в совершении данных правонарушений, инспекция правомерно привлекла заявителя к налоговой ответственности.
Суд отказал обществу в удовлетворении его требования о признании недействительным решения инспекции в части начисления пеней и штрафов.
(По материалам постановления ФАС Уральского округа от22.09.2005 №Ф09-4201/05-С2)

Следите за анонсом следующего интернет-семинара

Приложение. Сопоставление льгот по НДФЛ и социальным страховым взносам с выплат в пользу работников в 2012

 
« Пред.   След. »