Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

23.01.2019 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Комментарии юриста arrow Семинар№8. Оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей

Семинар№8. Оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей

Печать

Семинар№8. Оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей.

Трудовой кодекс РФ предусматривает ряд случаев выполнения работником государственных или общественных обязанностей, на время которых работник освобождается от работы с сохранением за ним места работы (должности), если:

  1. государственные или общественные обязанности могут быть выполнены работником только в рабочее время;
  2. случаи привлечения работников к выполнению государственных и общественных обязанностей в рабочее время предусматриваются федеральным законом.

К государственным и общественным обязанностям относятся:

  • исполнение воинских обязанностей (вызов в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы, работа в аппарате усиления военкомата и т.п.);
  • явка в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного;
  • деятельность в качестве добровольных пожарных;
  • исполнение обязанностей зарегистрированного кандидата на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления; исполнение обязанностей доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов; исполнение обязанностей наблюдателя на выборах;
  • исполнение обязанностей члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума.

Статья 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию устанавливаются коэффициенты (районные, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Компенсация вышеозначенных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ России (п. 3-5 постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона „О воинской обязанности и военной службе"», п. 24-26 постановления Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»).

Выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.

Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Граждане представляют указанные сведения путем подачи заявления на имя военного комиссара соответствующего военного комиссариата, начальника органа федеральной службы безопасности.

Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессиональной подготовки, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональная подготовка осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного.

Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессиональной подготовки, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.

Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.

Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства), возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессиональной подготовки и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессиональной подготовки, определяются учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.

Эти гарантии добровольным пожарным предоставляются ст. 18 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

Для кандидатов на выборную должность в органе власти порядок таков: администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел РФ, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу (ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Этот же закон предусматривает освобождение на период выполнения общественных обязанностей от основной работы членов избирательных комиссий, наблюдателей, помощников кандидатов. Аналогичные гарантии для членов комиссии референдума закреплены в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

В качестве присяжных граждане призываются к исполнению обязанностей в суде в порядке, установленном УПК РФ, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

В этот период они освобождаются от работы, а за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (ст. 10, 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»).
Свидетели, потерпевшие, законные представители потерпевших, эксперты, специалисты, переводчики и понятые, вызываемые к лицу, производящему дознание, к следователю, в прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда РФ и арбитражного суда) для дачи показаний, заключений по уголовным и гражданским делам, переводов, участия в производстве следственного действия и судебном разбирательстве освобождаются от работы и имеют право на возмещение понесенных ими расходов по явке.

Так, ст. 131 УПК РФ относит к процессуальным издержкам:

  1. суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  2. суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд;
  3. суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым за отвлечение их от обычных занятий;
  4. вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания.

Суммы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Статья 132 УПК РФ однозначно определяет: процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета.

По гражданским делам согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности:

  1. суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
  2. расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  3. расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
  4. расходы на оплату услуг представителей.

Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам на основании ст. 95 ГПК РФ возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка. Неработающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.

Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся насчет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, соответственно Верховному Суду РФ, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте РФ, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.

В случае если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.

В случае если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе мирового судьи, соответствующие расходы возмещаются за счет средств бюджета субъекта РФ, на территории которого действует мировой судья.

Суд, а также мировой судья могут освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты судебных расходов или уменьшить их размер. В этом случае расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (ст. 96 ГПК РФ).

Денежные суммы, причитающиеся свидетелям, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей независимо от сроков фактического поступления от сторон судебных расходов. Оплата услуг переводчиков и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в суд производятся по выполнении ими своих обязанностей за счет средств соответствующего бюджета (ст. 97 ГПК РФ).

Затем стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Размеры выплат лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд определяются с учетом соответствующей Инструкции, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 14.07.1990 № 245 «Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд».

Из всего вышеизложенного следует, что все означенные компенсационные выплаты производятся не за счет средств работодателей.

Это подкреплено и формулировками ТК РФ. В ст. 170 прямо говорится, что именно государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения.

Если работодатель выплачивает работнику средний заработок на время выполнения воинских обязанностей, затем ему причитается компенсация из бюджета, которую он получает в описанном выше порядке, поэтому расходы, связанные как с начислением среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах и при иной форме выполнения воинских обязанностей, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций на основании п. 6 ч. 2 ст. 255 НК РФ, а полученные компенсации указанных расходов за счет средств бюджета подлежат учету во внереализационных доходах налогоплательщика (письма Минфина России от 21.07.2010 № 03-03-06/1/473, от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170).

НДФЛ не облагаются компенсации физическим лицам, связанные с выполнением государственных и общественных обязанностей (п. 1, 29, 30 ст. 217 НК РФ):

  1. компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством;
  2. доходы лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы либо по месту прохождения военных сборов;
  3. суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума.

Иные вознаграждения, а также сохраняемый за работником средний заработок подлежат обложению НДФЛ в общем порядке (письма Минфина России от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13, от 26.07.2006 № 03-05-01-04/227, от 21.02.2005 № 03-05-01-04/42; ФНС России от 19.04.2007 № 04-1-02/310@; постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2011 по делу № А56-33480/2010).

Общество при исчислении НДФЛ не включило в налоговую базу средний заработок, выплаченный сотруднику по месту постоянной работы за время прохождения медицинского освидетельствования и лечения по направлению военного комиссариата для решения вопроса о постановке на воинский учет.

В данном случае имеет место нарушение налогового законодательства и неправомерное пользование налоговой льготой. Согласно ст. 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. По общему правилу, установленному п. 1 ст. 209 НК РФ, объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной форме, так и в натуральной или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Статьей 217 НК РФ определены доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Перечень освобождаемых доходов является закрытым, следовательно, все иные виды доходов, не поименованные в данном перечне, подлежат налогообложению НДФЛ.

Согласно п. 29 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов.

Таким образом, сумма среднего заработка, выплачиваемого гражданам за время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, не входит в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, предусмотренный ст. 217 НК РФ, и не является компенсацией, в связи с чем на основании ст. 210 НК РФ является доходом физического лица и подлежит налогообложению НДФЛ.

В отношении уплаты социальных страховых взносов Минздравсоц-развития России выразило свою позицию недвусмысленно: облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством РФ работникам в период прохождения ими военных сборов (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых, за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом (ст. 131 УПК РФ, п. 2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 14.07.1990 № 245, ст. 95 ГПК РФ).

Об этом читаем в письме Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 №784-19.

Вторит ему и ФСС России, разъясняя в своем письме от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, что выплаты среднего заработка работникам, производимые через работодателя, в период выполнения ими государственных и общественных обязанностей облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ.

С такой позицией контролирующих органов согласиться сложно ввиду того, что означенные выплаты производятся, безусловно, вне рамок трудовых отношений, а значит, не входят в объект обложения социальными страховыми взносами.

В то же время для тех работодателей, которые не хотят конфликтовать с органами ФСС России и ПФ РФ по этому поводу, важно, что Минфин России рассматривает отнесение начисленных социальных страховых взносов с сумм среднего заработка, сохраняемого при выполнении государственных и общественных обязанностей, к расходам в целях налогообложения прибыли как оправданный шаг (см. письмо Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170).

Следите за анонсом следующего интернет-семинара

Приложение. Сопоставление льгот по НДФЛ и социальным страховым взносам с выплат в пользу работников в 2012

 
« Пред.   След. »