Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

27.11.2022 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Новости законодательства arrow Государство планирует снять с себя часть функций по регулированию аудита

Государство планирует снять с себя часть функций по регулированию аудита

Печать

В апреле депутаты Госдумы должны рассмотреть поправки в Закон "Об аудиторской деятельности", внесенные правительством РФ. Новые законодательные инициативы в случае их принятия позволят аудиторам стать более независимыми. Государство планирует передать часть функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям (СРО) аудиторов.

Тенденция к упрочению независимости аудиторов и саморегулируемых организаций важный момент нового законопроекта. Законопроект еще более четко обозначает водораздел между компетенцией минфина и самостоятельной деятельностью профессионального сообщества в пользу последнего.

Некоторые изменения законопроекта приведут к переходу функций контроля качества работы аудиторский организаций от Росфиннадзора к СРО аудиторов. В частности, это касается сужения круга аудиторских организаций, подлежащих внешнему контролю со стороны государства, а именно организаций, которые проводят аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, указанные поправки помогут разгрузить органы минфина и позволят СРО аудиторов более эффективно регулировать деятельность профессионального сообщества аудиторов.

Помимо этого, произойдет передача полномочий по утверждению правил независимости (предварительно одобренных Советом по аудиторской деятельности) от уполномоченного федерального органа саморегулируемым организациям, что соответствует общей концепции об установлении внутренних правил и стандартов СРО. При этом одобрение правил независимости советом по аудиторской деятельности, во-первых, должно позволить обеспечить единство подходов к независимости, а во-вторых, позволяет учесть в решении одного из наиболее важных принципов осуществления аудиторской деятельности общественные интересы. Вопрос только в том, справятся ли саморегулируемые организации с и без того достаточно большим перечнем возложенных на них функций. Тем более что законопроект предусматривает срок принятия правил независимости саморегулируемыми организациями - не позднее 31.12.2010, то есть уже совсем скоро.

Новые поправки также призваны устранить пробелы закона об аудиторской деятельности. Еще с момента его вступления в силу аудиторское сообщество отмечало, что он требует доработки. Представленный проект, по мнению Профсоюза, действительно устраняет часть пробелов. В частности, законопроект уточняет круг организаций, аудит отчетности которых не может проводиться индивидуальными аудиторами (только аудиторскими организациями).

Речь идет об организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов. Данная норма очень своевременна, так как позволит повысить качество аудита отчетности этих организаций. Тот факт, что в предприятиях данной категории обязательно предусмотрен открытый конкурс по выбору аудиторских организаций, делает вероятность выигрыша конкурса индивидуальными аудиторами весьма эфемерной.

С точки зрения практической деятельности аудиторов, значимым, по мнению экспертов Профсоюза, является установление на уровне федерального закона обязанности соблюдения стандартов аудиторской деятельности не только аудиторскими организациями, но и аудируемыми лицами.

Это позволит исключить ситуации, в которых организации имели возможность говорить о том, что соблюдение стандартов - это проблема аудиторской организации. С точки зрения аудиторов, немаловажным является положение о том, что саморегулируемые организации не вправе выдвигать дополнительные требования при выдаче аттестата, а также установление предельного размера платы за выдачу квалификационного аттестата. При этом определено, что выдачу квалификационного аттестата осуществляют саморегулируемые организации.

В целом, по мнению Профсоюза, подготовленные изменения, предусмотренные новым законопроектом, насущно необходимы и их можно оценить только как очень позитивные и хорошо проработанные, хотя новые предложения Профсоюза пока не нашли отражения в новом законопроекте. Новый законопроект нельзя назвать революционным, скорее он является закономерным продолжением начатых ранее реформ, предусматривающих переход к саморегулированию аудиторских организаций. Все изменения направлены на систематизацию, приведение деятельности в области аудита к единым, высоким стандартам оказания услуг, что, безусловно, является плюсом. Некоторая разрозненность в требованиях различных СРО к своим членам, возникшая на первом этапе, должна быть устранена с принятием новой редакции закона - в частности, на общей для всех основе будут определяться требования к квалификационным экзаменам; правила независимости аудиторов также будут приниматься каждой СРО на основе правил независимости, одобренных советом по аудиторской деятельности, решение которого подготавливается его рабочим органом, выражающим интересы профессиональных участников рынка аудиторских услуг.

Эксперты Профсоюза отмечают, что законопроект предусматривает введение прямых норм в отношении целого ряда институтов, которые могли действовать и раньше, но вызывали некоторую осторожность среди участников рынка. Так, закон прямо предусматривает введение норм о возможности страхования риска гражданско-правовой ответственности за некачественно проведенный аудит; уточняется вопрос о том, что федеральные стандарты аудиторской деятельности обязательны для всех аудиторов и так далее. Все это существовало и раньше, но, как показывает практика, прямая норма всегда является более ясной и простой в применении.

Все предлагаемые изменения касаются в основном практических аспектов деятельности аудиторских организаций и аудиторов и вряд ли могут как-то существенно повлиять на рынок аудиторских услуг. В этом смысле, большое влияние может оказать проект, также внесенный на рассмотрение в Госдуму, о повышении порога для проведения обязательных аудиторских проверок, что может привести к существенным проблемам для малого аудиторского бизнеса, Профсоюз очень озабочен этим предложением и считает, что это приведет к закрытию десятков региональных аудиторских компаний. Работники аудиторских компаний по сути дела останутся просто без работы.
Озабоченный данной проблемой, Профсоюз направил свое мнение в адрес В.В. Путина и попросил эти поправки взять на особый контроль. Профсоюз будет смотреть за развитием событий и принимать в этом процессе непосредственное участие.

 
« Пред.   След. »