Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

17.01.2021 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Новости законодательства arrow Закон о госзакупках требует реформирования

Закон о госзакупках требует реформирования

Печать

Минэкономразвития подготовило поправки в закон о госзакупках и Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые должны обеспечить открытость и прозрачность деятельности заказчика.

Ведомство предлагает установить административные штрафы за нарушение заказчиком условий контрактов, касающихся порядка оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

По мнению Профсоюза, данный пробел в законодательстве в настоящее время позволяет заказчику манипулировать оценщиками и аудиторами. Очень часто сотрудники нашей отрасли жалуются на несвоевременную оплату контрактов. На сегодняшний день выход только один - это устанавливать ответственность за неисполнение обязательств в контракте. Если данная ответственность не установлена, то по закону предприниматель может в судебном порядке потребовать выплаты пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной ЦБ, за каждый день просрочки. Существует судебная практика, когда подрядчики или поставщики выигрывают такие иски. Поэтому несвоевременная оплата не способствует развитию системы размещения заказов, а также не способствует повышению уровня конкуренции. Бывает другая ситуация, в контракте заказчик указывает пункт "расчет по мере поступления денег...". Если такой пункт есть, то контракт составлен неграмотно, так как по закону должен стоять конкретный срок или событие и никак иначе.

Более того, необходимо предусмотреть возможность заказчику законодательно производить оплату по контракту уже за вычетом образовавшейся неустойки (штраф, пени) у поставщика, оптимизируя процесс взаиморасчетов. Сейчас заказчик сначала выполняет оплату по контракту поставщику, а затем поставщик (на основании соответствующего решения) производит оплату образовавшейся неустойки (штраф, пени) обратно заказчику.

Вообще система госзаказа в настоящее время сталкивается с большими сложностями. Это вызвано значительными изменениями в экономических отношениях и нормативной правовой базе. Между тем размещение госзаказов является лишь одним из этапов в процессе реализации государственного спроса на товары, работы и услуги. В современной экономической среде государственный спрос реализуется в результате установления взаимных прав и обязанностей государственных заказчиков и иных сторон возмездных соглашений - государственных контрактов в соответствии с подлежащими исполнению процедурами. Кроме того, госконтракты являются одним из основных инструментов практического исполнения бюджета, реализации программ социально-экономического развития.
Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства о размещении заказов обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы размещения заказов, с другой - имеющимися разрывами между стадиями планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов.

По мнению Профсоюза, необходимо регламентировать отношения на всех стадиях размещения заказов, в том числе на стадиях планирования закупок и исполнения контрактов. Однако необходимо сохранить положительные результаты, достигнутые в ходе реформирования системы размещения заказов, в том числе сформированную единую для всей страны законодательную основу, поскольку именно в развитие закона 94-ФЗ принято более 30 подзаконных актов, регламентирующих данную сферу.

С момента вступления в силу закона 94-ФЗ ситуация с размещением государственного и муниципального заказов в РФ принципиально изменилась. Во-первых, за счет того, что со стороны заказчика исключена возможность выставления произвольных требований к участникам размещения заказа, всем оценщикам и аудиторам обеспечили равный доступ к госзаказу. А также у нас появилась возможность оперативно защищать свои права в сфере госзаказа всего за пять рабочих дней, что невозможно сделать ни в одной из других сфер в экономике страны. Во-вторых, исключена возможность произвольного изменения условий заключенных контрактов, в том числе в сторону увеличения их цены. Если мы посмотрим практику до применения данного закона, то это было почти повсеместно и изначально порождало коррупцию при принятии решений о необходимости таких изменений, а также практически исключало возможность победы в торгах неаффилированных с заказчиком участников. В-третьих, заказчики научились устанавливать квалифицированные требования к закупаемой продукции, что позволяет им получать более качественную продукцию и в требуемые сроки.

В целях повышения конкуренции в сфере размещения заказов введены аукционы в электронной форме, которые обеспечивают большие возможности для участия оценщиков и аудиторов в размещении заказов, снижают уровень коррупции и возможности для сговора и, как следствие, позволяют более эффективно расходовать бюджетные средства. С 1 января 2011 года начал работать единый общероссийский портал, на котором размещается вся информация о всех заказах в стране.

Несмотря на положительные изменения, закон 94-ФЗ имеет ряд существенных недостатков, поскольку он не регулирует отношения, связанные с вопросами планирования закупок, исполнением контрактов и комплексным анализом полученных результатов. А именно, в настоящем законе отсутствует система планирования госзаказа, что не позволяет большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов. Поэтому, если законодательно установить обязанность заказчиков осуществлять планирование закупок, предусмотрев планирование в три периода: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, при этом используя единое экономическое пространство страны, то есть размещать данные планы на существующем общероссийском портале. Данная мера создаст конкурентную среду не только предпринимателям, но и заказчику, так как привлечет большее количество участников при проведении торгов. Также в настоящее время у заказчика нет возможности устанавливать инновационные требования к закупаемой продукции и нет ограничений по выбору предмета закупки продукции так называемого премиум-класса.

Одна из главных проблем, которая пока не решена законом о госзакупках, определение начальной цены контракта, так как до сих пор отсутствует четкий регламент установления начальной (максимальной) цены контракта. Профсоюз предлагает Правительству РФ установление начальной максимальной цены контракта возложить на институт независимых оценщиков. В ближайшее время будет подготовлено обращение в адрес Правительства РФ.

ПРЕСС-СЛУЖБА
ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АУДИТОРСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ
И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 
« Пред.   След. »