Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций

18.02.2020 г.
О Профсоюзе
Главная
Поиск
Устав Профсоюза
Вступить в Профсоюз
Новости Профсоюза
Памятные даты
Работа Профсоюза
Информационная справка
Исследования, аналитика
Правовая информация
Конвенция МОТ №98
ФЗ №10 о профсоюзах
Комментарии к ФЗ №10
Создаем профсоюз
Новости законодательства
Комментарии юриста
Правовая инспекция труда
В помощь оценщику
Документы Профсоюза
Договоры, соглашения
Приказы, постановления
Символика
Антикоррупционная экспертиза
Награждения
Центральный комитет
Исполнительный комитет
Общие документы
Социальное партнерство
Отраслевые соглашения
Отраслевая комиссия
Контакты
Контакты и координаты
Общественная приемная

страница: Главная arrow Работа Профсоюза arrow Права на доступ к информации

Права на доступ к информации

Печать

Исполнительный комитет Всероссийского Профсоюза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций поручил юристам Профсоюза дать официальное разъяснение по законодательному праву оценщиков и аудиторов и по их законному праву доступа к информации. 10 июня 2010 года в Исполнительном комитете Профсоюза состоялся практический семинар по разъяснению прав граждан доступа к информации.

Юрист Профсоюза разъясняет:

1 января этого года вступил в силу федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». До сих пор многие члены Профсоюза, а так же рядовые оценщики и аудиторы, да и многие чиновники, не знают, что такой закон принят и уже действует. Профсоюз отмечает, что этим законом могут пользоваться не только журналисты, чье право на получение информации гарантировано законом «О средствах массовой информации», отраслевые профсоюзы, чье право гарантировано Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», но и физические и юридические лица. То есть пользователем информации может быть любое лицо и любая организация.
Как и у всякого хорошего закона, у этого закона была непростая и долгая история. Его разработка началась еще в 2002 г. силами Минэкономразвития России. Долгих пять лет понадобилось законопроекту, чтобы добраться до первого чтения в Государственной думе. Затем снова забвение на два года. И только в январе 2009 г. закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации, а в феврале - подписан президентом России Дмитрием Медведевым.

Профсоюз напоминает, что во всем мире такие законы давно существуют и называются законами о свободе информации (Freedom of Information Act, или сокращенно FOIA). Принятие российского FOIA можно расценивать как поистине революционный шаг в истории развития нашего государства. Ведь до его принятия право на доступ к информации органов власти в России не признавалось в полной мере. Свидетельством этому была судебная практика.

Судебные прецеденты свидетельствовали о том, что до 2010 г. чиновники по своему выбору признавали право профсоюзов и рядовых граждан на доступ к той информации, которая непосредственно не затрагивает их права и свободы. Между тем в эту категорию могут входить сведения о расходовании бюджетных средств, статистические отчеты, доклады об итогах деятельности ведомства и огромный массив иных социально значимых и интересующих общественность данных.

В большинстве судебных дел, связанных с оспариванием ограничения на доступ, право граждан на получение официальной информации судьями также не признавалось.

Руководителям территориальных организаций профсоюза в своей деятельности необходимо учитывать, что принятый закон призван кардинально изменить отношение к этой проблеме: граждане нашей страны получили принципиально новое право - право на доступ к информации, которую создают органы власти и которую ведомства получают из внешних источников. Помимо традиционного пути получения информации - по запросу - у граждан появилось право получать информацию в сети интернет, в которой согласно новому закону все органы власти обязаны иметь свои официальные сайты и наполнять их информацией о своей деятельности. Закон дает право на получение всей информации, которой владеет любой чиновник, за исключением той, которая относится к категории тайны, в частности государственной. После вступления в силу нового закона все нормативные правовые и иные акты, издаваемые органами власти, должны стать доступными в сети интернет.

Кроме того, закон дает оценщикам и аудиторам, а так же рядовым гражданам принципиально новое право - возможность присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти. Кстати, вот и совсем недавний пример из практики. В марте 2010 г. журналист «Новой газеты в Петербурге» Андрей Воронин пришел в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга на общественные слушания по реконструкции хрущевок в одном из микрорайонов города. Однако пресс-секретарь администрации отказался пропускать журналиста на это мероприятие. Журналисты знают, что это типичный пример ограничения их профессиональных прав на получение информации. В нашем случае журналист не растерялся, и обратился в суд с соответствующей жалобой. 11 мая 2010 г. Кировский районный суд Санкт-Петербурга признал незаконным отказ пресс-секретаря допустить журналиста на заседание администрации. При этом суд оперировал положениями закона, распространяющимися не только на журналистов, но и на всех граждан. Мы понимаем, что у руководителей территориальных организаций профсоюза совершенно другие законные полномочия, но это частный и важный пример действия нового закона необходимо учитывать всем саморегулируемым организациям, объединяющих оценщиков, аудиторов и экспертов, а так же рядовым специалистам.

Профсоюз согласен, что ожидать мгновенного и широкомасштабного положительного результата от действия нового закона не следует: наше государство имеет долгие традиции секретности, а российское общество развивалось по всем канонам закрытого общества. У потенциальных пользователей информации нет ни опыта, ни устойчивой потребности в использовании своего права на доступ к информации.

Кроме того, речь нужно вести об изменении всей системы ценностей в обществе и государстве. Долгое время эта система базировалась на принципе «гражданин для государства». Теперь же созданы условия для переориентации этого принципа: «государство для граждан». Новый закон предназначен для свободных людей и для свободного общества - поэтому это вызов для всех нас, проверка на нашу готовность к свободе.

По мнению Профсоюза, новый закон - это еще и важное средство борьбы с коррупцией. Борьба эта продекларирована с высоких трибун и объявлена чуть ли не очередным национальным проектом. Понятно, что без общественного контроля этот проект лопнет как мыльный пузырь. Опыт показал, что ужесточения наказания для коррупционеров и усиления государственного контроля над чиновниками явно недостаточно. Новый закон дает возможность каждому гражданину путем запроса информации, к примеру, о доходах госчиновника, о выполнении им своих обязанностей, контролировать его деятельность.

Закон принят, однако заработает он или нет - зависит только от нас с вами: от нашей активности, от того, насколько все мы можем быть настойчивыми в вопросах реализации своего права. Армия чиновников будет только рада, если закон так и останется невостребованным - гражданами, Профсоюзу и саморегулируемыми организациями, общественными объединениями. Новым законом нужно активно пользоваться.

Профсоюз напоминает, что до сих пор в российском законодательстве отсутствовали санкции за нарушение права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти. Однако и здесь ситуация меняется в положительную сторону. 14 мая 2010 г. Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Этим законопроектом предусматриваются новые составы административных правонарушений в сфере соблюдения права граждан на доступ к информации. После того как поправки вступят в силу, административную ответственность будут нести не только те чиновники, которые отказали гражданину или профсоюзу в предоставлении информации, несвоевременно ее предоставили или дали заведомо недостоверные данные, но и те должностные лица, которые незаконно взимали плату за предоставление информации, а также если они не разместили сведения о своей деятельности на официальном сайте органа власти или разместили их в неудобных для восприятия форматах.

По мнению экспертов Профсоюза, в отношении права граждан на доступ к официальной информации законодательство России теперь соответствует мировому уровню, не только не уступая аналогичным нормативным правовым актам европейских государств или США, но и в ряде положений опережая их.

Однако с практикой применения этого закона пока все не так радужно, как хотелось бы. В Швеции, например, любой официальный представитель профсоюза либо журналист может ознакомиться с корреспонденцией премьер-министра, находящейся на его столе, если только на документе нет штампа об отнесении его к категории ограниченного доступа. В России до подобной открытости еще очень далеко: запросы на получение той или иной информации нередко игнорируются государственными лицами. Видимо, по старой привычке. Пришло время избавляться от дурных привычек.

Сломать эту практику, имея на вооружении новый закон, вполне по силам нашему Профсоюзу и представителям саморегулируемых организаций.

ПРЕСС-СЛУЖБА
ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АУДИТОРСКИХ, ОЦЕНОЧНЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ
И КОНСАЛТИНГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 
« Пред.   След. »